В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении термин
«универсальные учебные действия» можно определить как совокупность
способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной
работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию,
необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой
профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предмет ной области.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и
структурирования содержания образования, приемов, методов, форм
обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в
контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к
формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания,
умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса
усвоения, т. е. умение учиться.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные
действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся
возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и
в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее
целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных
характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает
полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые
включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также
занять так называемые метапредметные учебные действия. Под
«метапредметными» (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными»)
действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на
анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то
определение стратегии решения математической задачи, запоминание
фактического материала по истории или планирование совместного (с
другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике либо химии.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом
ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1)
личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный; 4) коммуникативный. Предполагается, что четкое
выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное
место в рамках изучения конкретных учебных предметов. Представим
названные блоки УУД несколько подробнее.
В блок личностных универсальных учебных действий
входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия
смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на
основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и
личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить
нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и
межличностных отношениях.
Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и
жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа
жизни» и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две
задачи: по строение индивидуальных жизненных смыслов и построение
жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).
Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа
действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это,
во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися
связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими слова ми,
между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем,
ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое
значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого
содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
В блок регулятивных действий включаются действия,
обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения,
его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия
и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как
способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в
ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические и логические1
, действия постановки и решения проблем. К общеучебным действиям
относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование
объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать
знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение не обходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно,
подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять
тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие
теме, жанру, стилю речи и др.).
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические
действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор
оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий; установление
причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,
доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование
проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или
деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль,
коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в со ставе
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий
осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и
познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и
характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону
ближайшего развития универсальных учебных действий.
1Специально-предметные действия определяются содержанием конкретной учебной дисциплины.
Источник: http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/ |