Проектная
деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления
учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе –
возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического
применения знаний.
Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и
руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры,
творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором
развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала.
Авторитет учителя определяется его способностью
быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и
провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их
сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому
себе.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым
предметником» – он становится педагогом
широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его
единстве, красоте, многообразии.
Как учитель может
создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
К ответу на этот вопрос,ответу весьма индивидуальному у каждого участника, может подвести перечень ролей, которые предстоит
«прожить» учителю в ходе руководства проектом.
Энтузиаст, который повышает
мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении
достижения цели.
Специалист, который компетентен в
нескольких (не во всех!) областях.
Консультант, который может
организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
Руководитель, который может четко
спланировать и реализовать проект.
«Человек, который задает вопросы»
(по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления
возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает
ошибки и поддерживает обратную связь.
Координатор, который поддерживает
групповой процесс решения проблем.
Эксперт, который дает четкий
анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его
этапов.
В плане создания условий для развития учащихся в ходе
проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени
самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих
перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие
разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы
нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества
факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их
предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую
призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.
Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в
другую сторону. А для этого нужно думать, анализировать и пробовать.
Что такое «обучение
через проектную деятельность»?
Одним из наиболее часто встречающихся затруднений при
применении метода проектов является то, что учителю не сразу становится понятна
идея обучения через проектную деятельность. Многие исходят из того, что надо
сначала пройти программу, а потом иметь специальное время на проект. Но часто
такого времени нет. В этом случае учитель определяет ряд тем, изучение которых
возможно организовать проектным методом. Учащиеся осуществляют поиск информации
по своей проблеме и в ходе выработки решения самостоятельно осваивают ряд
вопросов учебной темы. Это происходит как бы исподволь, в ходе практической
проектной деятельности. Учитель – лишь консультант. Однако опыт применения
такого подхода показывает, что здесь может возникнуть опасность возникновения
пробелов в системе знаний и представлений учащихся, если не предусматривается
время на обобщение и контроль самостоятельно освоенных вопросов, если не
разрабатываются специальные дидактические материалы, позволяющие оценить
эффективность усвоения всего материала темы всеми участниками проекта,
независимо от исследуемой и разрабатываемой ими проблемы в рамках этой учебной
темы.
Проект и урок: можно
ли совмещать эти понятия?
Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность с
классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.
Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации образовательного процесса,
альтернативную классно-урочной системе, и
метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими
методами обучения.
В условиях модернизации образования в контексте профильного
обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной
деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся
приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы
над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых
результатов помогают им осознать, что знания — это не столько самоцель, сколько
необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать
свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме,
самореализоваться как личность.
Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе
проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют
осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий.
Иначе говоря, формируются ключевые компетентности учащихся: трудовая,
коммуникативная, социальная, информационная.
Профильное обучение предполагает заметное сокращение времени
преподавания в классно-урочно-предметной системе. Ведущие ученые и специалисты
в области образования рекомендуют в качестве доминирующих такие методы, как
обзорные и установочные лекции; самостоятельную работу учащихся с источниками
информации; информационную поддержку самообразования с помощью
Интернет-технологий; лабораторные и лабораторно-практические работы; проведение
эвристических контрольных работ; проведение творческих конкурсов, открытых
защит проектов; использование рейтинговой оценки достижений учащихся и т.п.
Таким образом ядром содержания профильного обучения
становится развитие личностных качеств и ключевых компетентностей личности, а
ядром педагогической технологии, позволяющей реализовать это новое содержание –
проектный метод.
Говоря о взаимоотношении проекта и урока на других этапах
школьного образования, можно отметить, что оно всё же существует. И практика
работы учителей-выпускников программы «Обучение для будущего» доказывает это.
Проведение учебных проектов можно и нужно проводить в рамках классно-урочной
системы. Такие проекты показали свою эффективность. Нужно только представлять
себе особенности организации таких учебных проектов.
Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует
большего времени, нежели один урок. Необходим хотя бы спаренный урок (в этом
случае мы имеем дело с мини-проектом. Например: разработка рекламного постера
на интегрированном уроке иностранного языка и информатики).
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7
уроков, когда в качестве, например, к очередному уроку учащиеся самостоятельно
(индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом,
отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока
(желательно спаренные) используются для презентации результатов проектной
деятельности. Проектная деятельность может и не занимать весь урок полностью.
Все определяет учитель: он структурирует каждый урок в соответствии с логикой
познавательной деятельности и тематикой, предусмотренной учебной программой.
Поэтому определенные этапы работы над проектом могут занимать лишь часть урока.
Большие проекты могут целиком выполняться и в ходе
внеклассной деятельности. К таковым относятся:
-проекты,
выполняемые в ходе проектной недели (в ходе проектной недели уроки, как
правило, не проводятся, поэтому общая продолжительность времени для выполнения
проекта составляет 40-48 часов;
-проекты,
предполагающие выездной (полевой) этап;
-годичные
(общешкольные, межпредметные, телекоммуникационные) проекты, носящие
исследовательский характер.
При этом часть проекта, тематически и по содержанию
связанная с программным материалом, может выполняться на уроках. Более того,
обсуждение методов исследования, результатов, включая и промежуточные,
рекомендуется проводить именно не уроках.
Персональные или
групповые проекты: что эффективней?
Единой точки зрения на этот счет также не существует.
Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты.
Крупнейший современный исследователь учебных проектов Е.С. Полат считает, что
метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в
группах сотрудничества».
Предоставим же разработчику проекта право выбора, изложив
преимущества тех и других проектов.
Преимущества персональных
проектов:
1.План
работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
2.У
учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение
проекта зависит только от них самих.
3.Учащийся
приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта
– от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
4.Формирование
у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских,
презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.
Преимущества групповых
проектов:
У
участников проектной группы формируются навыки сотрудничества,
взаимоуважения, взаимопонимания.
Проект
может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
Каждый
этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и
наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее
активно включен в определенный этап работы.
В
рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие
различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот
соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и
положительно влияет на качество выполнения проекта.