География как
наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения,
обработки, передачи и представления географической информации. Географическое
положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное
устройство России.
Знать: основные особенностиГП России, особенности ЭГП РФ, следствия
ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Тема
2. Население России и новых независимых государств ( 8 часов)
Элементы обязательного минимума
образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Население
России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы
воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции:
причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных
этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы,
их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения
трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры
занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население,
роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное
государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития
России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы.
Многоконфессиональность. География религий.
Знать: численность населения РФ,
национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города
России, городские агломерации, географию народов и религий страны;
Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция,
типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное
население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.
Уметь: стоить и анализировать
графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения,
коэффициент ЕП.
Тема
3. Экономика Российской Федерации ( 4 часа)
Элементы обязательного минимума
образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Что такое
хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная
основахозяйства. Деление хозяйства на
отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий:
условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.
Знать границы производящей и потребляющей
зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности
экономических систем.
Тема
4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 22 час)
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Роль и
значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень
развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности
размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные
центры.
Состав и
значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое
положение и особенности, основные типы электростанцийций и факторы их
размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по
картам и статистическим материалам.
Роль и
значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в
хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных
производств, основные районы размещения.
Значение АПК
в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства,
мелиорация. Факторы размещения производств пмщевой и легкой промышленности.
Сфера услуг,
здравоохронение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие
о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов
транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные
центры.
Знать: основные географические понятия и
термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон
и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в
разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить
примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов
разной специализации, центров производства важнейших видов продукции,
основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику
разных территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной
специализации сельского хозяйства.
Тема
5. Территориальная организация и районированиеРоссии ( 2 часа)
Элементы обязательного минимума
образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Различия
территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы
экономического районирования
Знать различия территории по условиям и
степени хозяйственного освоения.
Объяснять проблемы экономического районирования.
Тема
6. Западный макрорегион – Европейская Россия ( 13 часов)
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Различия
территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и
основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и
Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны,
Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный
потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность
людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение
географического положения территории, основных этапов ее освоения.
Оценка
природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика
внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Знать: основные географические понятия и
термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон
и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в
разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить
примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции,
основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику
разных территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни;
Тема
7.Восточный макрорегион – Азиатская
Россия ( 5 часов)
Элементы обязательного минимума
образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Различия
территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и
основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная
Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов,
их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь
хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение
географического положения территории, основных этапов ее освоения.
Оценка
природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика
внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Знать: основные географические понятия и
термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон
и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в
разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить
примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции,
основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику
разных территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни;
Тема
8. Россия и мир ( 2 часа)
Элементы обязательного минимума
образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Место России
среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных
связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
Тема
9. Страны ближнего Зарубежья ( 2 часа)
Элементы обязательного минимума
образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Особенности
географического положения, природы, населения и его хозяйственной
деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по
уровню хозяйственного развития и природным особенностям.
Уметь: составлять краткую географическую
характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
География Республики Карелия ( 17 часов)
Элементы обязательного минимума
образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Пограничные
субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность
границ, основные геологические эры, структуры земной коры, климатообразующие
факторы,
Особенности
погоды в циклонах и антициклонах; влияниеклимата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
Численность, размещение, естественное и механическое движение населения,
демографические проблемы. Народы, проживающие на территории республики. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности
отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный
потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы
и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными
ресурсами. Анализ экономических карт России и Карелии.
Называть: пограничные субъекты, особенности
географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы,
наиболее распространенные языки, религии, важнейшие природно-хозяйственные
объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и
нерационального использования.
Определять: географическое положение.
Описывать: географическое положение ( экономико-географическое,
геополитическое и др.)
Объяснять: влияние географического положения
на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и
религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах
его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций,
образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль
географического фактора в развитии человенческого общества на примере РФ;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и
отраслями в структуре хозяйства.
Оценивать: изменение в численности населения,
изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы
городских поселений; природно-ресурсный потенциал Республики Карелия.